Зачастую результат обработки звука компрессором едва различим на слух – особенно для начинающих. Основная трудность заключается в количестве изменяемых параметров компрессора: их не так мало, как может показаться на первый взгляд и, к тому же, изменение каждого из них не всегда приводит к очевидным слышимым результатам.
Рядового звукорежиссёра может просто-напросто сбить с толку потрясающее разнообразие видов и моделей компрессоров – аналоговых и цифровых, аппаратных и программных, транзисторных и ламповых и т.д. и т.п.
Эта педаль приглушает уровень громкого сигнала и уплотняет тихий сигнал, достигая продолжительного звучания (сустейна) без ухудшения качества звука. Поэтому педаль ещё называют сустейнер.
Педаль может заставить среднего уровня гитару звучать более напористо и "дороже" Многим это понравится.
Компрессор сужает диапазон звуковой картины - громкие звуки делаются тише, а тихие громче. Компрессоры бывают необходимы как на сцене при выступлении, так и в студии, при записи.
Например, одним нажатием можно заставить гитару звучать погромче и немного более выразительно при игре соло.
Как вы понимаете, например, на легком перегрузе сустейн гитары не так велик. Струна гаснет очень быстро, но это зависит и от гитары, конечно) На гитаре типа Les Paul сустейн будет больше, потому что она сделана из тяжёлого красного дерева и там нет машинки тремоло). Для того, чтобы нота тянулась требуется увеличивать уровень перегруза, а компрессор позволяет играть длинные певучие ноты даже на чистом звуке.
Также компрессор пригодится для ритм-партий к примеру фанковых или блюзовых. Все ноты звучат на одном уровне, гитарная партия в миксе чётко выделяется. Всё укладывается в нормальную громкость, нет провалов сигнала и звучит всё отчётливо.
Постоянно включенный глубокий компрессор утомляет, так как лишает инструмент основного музыкального элемента – динамических оттенков. Пользоваться им надо редко, но метко.
Так что если научиться пользоваться компрессором - можно разнообразить свой звук и открыть для себя новые воможности своего инструмента
С таким количеством возможных вариантов неудивительно, что компрессоры и компрессирование до сих пор остаются загадкой для многих пользователей. Однако все основные направления популярной современной музыки, за исключением классики и некоторых джазовых течений, напрямую связаны с компрессией и поэтому если вы решили добиться определённых успехов в записи и микшировании, освоение навыков работы с компрессией сигнала для вас просто необходимо.
Компрессоры бывают ручные и автоматические. В «ручных» все динамические параметры задаются пользователем, что обеспечивает очень большую свободу в выборе, для получения необходимых художественных результатов. Компрессором можно изменить исходное звучание до полной неузнаваемости. «Ручной» компрессор как раз и служит именно для специального изменения характера исходного звучания. Пользователю для работы с ними необходима достаточно высокая квалификация, так как вместо улучшения звука, его можно непоправимо испортить (что, к сожалению, часто и происходит…).
Перекомпрессированный сигнал исправить в дальнейшем невозможно! Иногда совершенно нежелательно, чтобы подобные, непреднамеренные нюансы, как дыхание и прочие скрипы засоряли вашу запись, поэтому, прежде чем компрессировать сигнал, стоит лишний раз убедиться в необходимости этого процесса. В конце концов, результат компрессии всегда должен звучать лучше, нежели оригинал.
Как правило, большинство автоматизированных компрессоров не изменяют динамические параметры звука сколько-нибудь существенным образом, а только выравнивают исходное звучание, делают его более плотным и насыщенным.
Компрессировать можно и результат записи постфактум, но гораздо уместнее использовать компрессор непосредственно во время записи, и у этого есть свои плюсы. Во-первых, скомпрессированный сигнал нагляднее может продемонстрировать ваши ошибки, что особенно важно при игре на инструменте с широким динамическим диапазоном. Во-вторых, если вы обуздаете «скачущий» уровень уже во время записи, это избавит от подобных проблем при сведении, сэкономит время, силы, не говоря уже об аппарате, и позволит полностью сконцентрироваться на получении качественного микса.
Кроме сглаживания «неровностей» записи, повышения цифрового разрешения и отношения сигнал/шум, у компрессора есть несколько сугубо «творческих» областей применения. Компрессор может добавить злобную, острую атаку тускло звучащему малому барабану, заставить среднего уровня гитару звучать дороже и более напористо, придать голосу нехарактерную ему жёсткость, или же и вовсе «раскачать» финальный микс так, чтобы он зазвучал наподобие извержения вулкана.
В зависимости от настроек, компрессор может подавлять как мгновенные «всплески» — короткие, максимальные по громкости части сигнала — так и сигналы среднего уровня длительности, а иногда и те, и другие. Примерами мгновенных пиков могут послужить звук удара барабанной палочки по поверхности пластика или же щелчок, возникающий при ударе по струнам гитары. Звуками средней протяжённости считаются звон малого барабана и звучание гитарной струны (sustain). У некоторых инструментов, таких как wood block, очень короткое время звучания. Другие же, например орган или голос, создают относительно протяжённое звучание, максимальное значение которого лежит чуть выше среднего уровня.
Обычно разным инструментам требуется своя индивидуальная глубина компрессии. Например, мелодичному вокалу вполне будет достаточно глубины компрессии 2:1; с таким значением и с соответствующим пороговым уровнем компрессор отлично справится со своей задачей – он уплотнит звучание, сделает тихие фразы более отчётливыми и не допустит искажений при повышении динамики голоса. Если же вы записываете бас-гитару, где техника игры может варьироваться между игрой пальцами, и агрессивным «slap», то, из-за весьма широкого динамического диапазона, вам, скорее всего, придётся установить глубину компрессии приблизительно 10:1.
Если вам нужно заглушить щелчки, возникающие при ударе по струнам и оставить основное звучание гитары нетронутым, достаточно установить малые значения времени атаки и восстановления, чтобы компрессор «побыстрее» справлялся со своей работой. Если же вы вообразили себя Давидом Гилмором и хотите, чтобы звук вашей гитары длился «вечно», примерно похожий эффект удастся достичь, установив умеренную атаку и достаточно большое время восстановления. При двухсекундном восстановлении компрессор достаточно медленно возвращает сигнал «на круги своя», к начальному уровню усиления, что на порядок снижает затухание и делает громче хвосты звука.
Чтобы использовать компресор как диэссор, для начала нужно послать сигнал на эквалайзер и с эквалайзера, соответственно. Затем, поднимите на эквалайзере высокие частоты, приберите низы и середину – теперь детектор компрессора определит вокал как чрезмерно высокий. Как только появится свист, чувствительный элемент детектора «воспримет» его громче, чем он есть на самом деле, и компрессор стремительно снизит уровень сигнала. При времени атаки порядка 50 мкс и времени восстановления между 50 и 60 мс, компрессор должен мгновенно погасить шипящие звуки, при этом оставив незатронутым основной голос.
Также можно использовать вход управляющей цепи (side chain) для того, чтобы управлять сигналом с помощью голоса или какого-либо другого инструмента. Классический пример – «ныряние». В этом примере ведущий с помощью своего голоса управляет уровнем громкости музыки или другого источника звука. Для этого достаточно пустить на оба канала двухканального компрессора музыку (или гитару), а на вход управляющей цепи того же компрессора (side chain) послать голос. Затем, необходимо достаточно «низко» опустить порог компрессии, чтобы при любой громкости голос мог превысить уровень музыки. Когда ведущий заговорит, детектор «услышит» его голос и даст указание компрессору немного «прибрать» уровень музыки. Вы также можете использовать подобного рода приём, если вы хотите, чтобы при вступлении вокала немного утихала гитарная партия, точно таким же образом пустив дубль вокального трека на вход управляющей цепи гитарного компрессора
– это «ночной режим» воспроизведения домашнего кинотеатра (чтоб не будить соседей). Когда громкие звуки делаются тише, а тихие громче.Компрессоры бывают необходимы как на сцене, вживую, так и в студии, при записи.
Самый яркий пример действия компрессора на концерте – это одинаковый уровень громкости микрофона певца, когда он в куплете тихо-тихо поёт, практически шепчет, а потом в припеве сразу как заорёт в микрофон…. А на выходе как был отчётливо слышен весь его шёпот, так и ор тоже уложился в нормальную громкость. Это как раз и есть действие компрессора в реальном времени. Очень часто во время концерта вокалист, активно двигаясь по сцене, непроизвольно меняет расстояние между ртом и микрофоном, что в условиях без компрессора создаёт «провалы» в уровне сигнала — в этих случаях компрессор просто незаменим.
Первая проблема касается цифровой сути студий: при уровне исходного сигнала в -90 dB записать его и оцифровать — крайне проблематично. В первую очередь потому, что в цифровых трактах качество сигнала сильно ухудшается при уменьшении его амплитуды. Короче, чтобы не грузить вас тестами и цифрами из элементарной физики (как это делал известный звукореж в начале статьи), я просто скажу, что сигнал с уровнем -60 дБ передается фактически всего лишь шестью разрядами цифрового кода, т.е. хуже некуда. При этом говорить о сколько-нибудь приличном звучании, естественно, уже не приходится.
Если же записывать этот сигнал на аналоговом оборудовании, то тут вылазит вторая большая группа проблем: это мешающие сигналы. Шумы в паузе, наводки, пролезающие в микрофоны посторонние сигналы, фоны и шипения от гитарных приставок и т.п. Во всех этих случаях возникает необходимость в автоматическом управлении уровнями сигналов, то есть в применении устройств динамической обработки сигналов. В данном случае гейтов и компрессоров.
— определяет значение, при превышении которого компрессор срабатывает и начинает ослаблять сигнал. Выражается в децибелах.
К выбору порогового значения компрессора нужно подходить весьма осторожно: если уровень порога срабатывания слишком высок, сигнал не подвергнется никакой обработке. Если же наоборот, пороговый уровень слишком мал, то скомпрессируется весь сигнал и вы просто-напросто его заглушите.
— Определяет интенсивность ослабления сигнала, выражается в формате «х:1?. Проще говоря, с помощью этого регулятора можно установить, насколько будет скомпрессирован сигнал, который перешёл границу порога срабатывания компрессора. Например, если установлено соотношение «2:1?, то при превышении порога на 10 дБ компрессор ослабляет этот уровень в два раза, т.е. на его выходе сигнал будет ослаблен на 5 дБ. Остальные 5 дБ вам покажет индикатор ослабления усиления (gain reduction meter), если он имеется. Если установлено соотношение «бесконечность:1?, компрессор уже называется «лимитером» (от англ. «limit» — ограничивать), т.к. в данном случае на выходе компрессора уровень сигнала в любом случае не превышает пороговый.
— это время, которое проходит между превышением порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах.
Большое время атаки позволяет компрессировать сигнал, не затрагивая быстрых, переходных сигналов, в то время как малое время атаки позволяет «поймать» мгновенные ноты и пропустить звуки средней длительности, однако ослабляет при этом высокие частоты записи. В основном, время атаки определяется музыкантом на слух.
— это время, в течение которого компрессор возвращает сигнал на прежний уровень после «обратного» преодоления им порогового значения Threshold. Также выражается в миллисекундах.
Чаще всего, чем больше время восстановления, тем натуральнее (ровнее) звучит инструмент.
Для удобства многие компрессоры оснащаются тремя индикаторами уровня: уровень входа, выхода, а также индикатором ослабления сигнала. Все они позволяют наглядно наблюдать работу компрессора.
Также практически все компрессоры на выходе имеют усилительный каскад, который позволяет компенсировать ослабление сигнала и получить на выходе «плотный» звук достаточного уровня.
— это мини-левеллер, поднимающий окончательный результат компрессии до необходимого уровня. Обычный усилительный каскад между входным и выходным сигналами, что значительно упрощает сравнение двух сигналов с помощью переключения компрессора в режим bypass (обход), и обеспечивает требуемый уровень сигнала при записи и сведении.
— это когда сигнал со входа поступает непосредственно сразу на выход, минуя при этом все усилительные элементы. Переключение режима bypass позволяет сравнить обработанный и «чистый» сигналы. Чем громче звук, тем более плотным и объёмным он кажется, поэтому после того, как вы сбалансировали входной и выходной уровни сигнала, переключаясь в режим bypass и обратно, вы можете судить о соответствии ваших настроек задуманному вами эффекту.
Многие компрессоры также включают в себя регулятор входного уровня сигнала в виде переключателя между бытовым (-10dB) и профессиональным (+4dB) уровнем (например, в популярном компрессоре Alesis 3630 compressor)
– тип компрессии. Напрямую связан с пороговым значением компрессора. Knee определяет, насколько быстро и мягко компрессор будет переходить из состояния «бездействия» в режим компрессии после того, как сигнал перейдёт границу порогового значения. Чаще всего, характеристика компрессии в приборе имеет либо «мягкий» (soft knee), либо «крутой» (hard knee).
При жёсткой характеристике (hard knee) сигнал подвергается максимальной компрессии сразу после того, как он минует границу порога. Такой режим пригоден для «лимитирования» пиков, поэтому при «крутом» изломе звучание может быть резким и обрывистым, особенно при высоком уровне компрессии.
При мягкой характеристике (soft knee) компрессор заранее начинает компрессировать сигнал по мере того, как его уровень приближается к указанному пороговому значению, и постепенно увеличивает глубину компрессии до тех пор, пока сигнал не достигнет порога — в этой точке глубина компрессии будет соответствовать установленному значению. «Мягкая» компрессия в силу своей плавности делает получившийся звук более прозрачным (менее заметным) и является предпочтительной для большинства инструментов, а также для вокалистов.
— режим , который определяет общий характер компрессии: либо компрессируется средне-арифметическое значение уровня сигнала в целом (RMS) либо только пиковые значения сигнала. В последнем случае компрессор не будет обрабатывать большинство данных в сигнале, будет реагировать только на пиковые всплески. Если же поступаемый сигнал неравномерный, можно включить режим RMS для вычисления компрессором среднего значения и работы уже с ним.
— автоматический режим, который в состоянии решить за вас некоторые проблемы. В авто режиме входной детектор компрессора анализирует поступающий на вход сигнал, и, в соответствии с полученными данными, корректирует время атаки и восстановления. Например, если гитарист начинает играть «жёстче», прибор автоматически снижает время атаки, позволяя тем самым «поймать» увеличившиеся пиковые значения. С другой стороны, если компрессор «чувствует» увеличение средних уровней, он повышает время восстановления сигнала, чтобы избежать всплесков при возвращении уровня сигнала к исходному значению.
Преимущество автоматического режима в том, что он освобождает вас от утомительных настроек времени атаки и восстановления при компрессировании треков с широким динамическим диапазоном. Кроме того, с помощью этого режима вы сможете на порядок быстрее осуществить все необходимые настройки компрессора, если, допустим, вас поджимает время.
Недостатком автоматического режима является то, что при его использовании вы теряете контроль над звучанием. Ведь может оказаться так, что для вас самый смак жёсткой игры заключается именно в этих пиках, которые так «беспощадно» душит компрессор в авто режиме. Поэтому не всегда этот режим бывает к месту.
Спасибо.