Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов  наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть.    Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно  это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.

Будем учить все от  простого к сложному. Для начала определим наши звуки

  • C-до
  • D-ре
  • E-ми
  • F-фа
  • G-соль
  • A-ля
  • B-си

Эти обозначения следует сразу запомнить!

 Бывает путаница с аккордом “си” в советской школе его обозначали как “H”-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать “B” как ноту си, а “Bb” как си бемоль.

Цифровка

  • M, maj, maj7, Δ – большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min – минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm – уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø – малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug – увеличенный
  • 7, х – малый мажорный (доминантовый)
  • add – добавленная ступень
  • sus – задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 – получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 – большая секунда)
  • omit – пропуск ступени
  • – , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ – повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.

Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как “C”, ре-мажор – “D” и т.д.

В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – “Cm”, ре-минор – “Dm” и т.д.

Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)

Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)

Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка – квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак “+” или “-” рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.

Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд “C7/9”. Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук “ре” только желательно где-нибудь в верхних голосах.

Обозначения возле основной буквы

Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug  указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C – мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin – минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) – уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug – увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды – основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный – Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный – Cmmaj7, CmΔ,  C-Δ7
  • Малый мажорный – C7
  • Малый минорный – Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) – CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный – C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный – C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный – C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый – СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды – это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 – малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 – малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 – большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 – малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 – малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды

  • C6 – мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 – миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 – мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 – трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 – трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 – нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E – мажорное трезвучие “до”, в басу “ми” (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G – минорное трезвучие “до”, в басу “соль” (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G – малый мажорный септаккорд “до”, в басу “соль”

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

Приведем примеры аккордов

Аккорды от ноты C

Аккорды от ноты D

Аккорды от ноты E

Аккорды от ноты F

Аккорды от ноты G

Аккорды от ноты A

Аккорды от ноты B

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *