Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.
Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки
- C-до
- D-ре
- E-ми
- F-фа
- G-соль
- A-ля
- B-си
Эти обозначения следует сразу запомнить!
Бывает путаница с аккордом “си” в советской школе его обозначали как “H”-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать “B” как ноту си, а “Bb” как си бемоль.
Цифровка
- M, maj, maj7, Δ – большая септима (относится только к септиме в аккорде)
- m, mi, min – минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
- °, dim, verm – уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
- Ø – малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
- aug – увеличенный
- 7, х – малый мажорный (доминантовый)
- add – добавленная ступень
- sus – задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 – получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 – большая секунда)
- omit – пропуск ступени
- – , ♭- понижение ступени аккорда
- +, ♯ – повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)
В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.
Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как “C”, ре-мажор – “D” и т.д.
В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – “Cm”, ре-минор – “Dm” и т.д.
Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)
Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)
Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка – квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак “+” или “-” рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.
Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд “C7/9”. Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук “ре” только желательно где-нибудь в верхних голосах.
Обозначения возле основной буквы
Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.
Обозначения без дополнительных уточнений
Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.
Трезвучия
- C – мажорное трезвучие
- Cm, Cmi, Cmin – минорное трезвучие
- Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) – уменьшенное трезвучие
- С+, Caug – увеличенное трезвучие
Септаккорды
Септаккорды – основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:
- Большой мажорный – Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
- Большой минорный – Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
- Малый мажорный – C7
- Малый минорный – Cm7
- Малый уменьшённый (полууменьшённый) – CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
- Уменьшенный – C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
- Большой увеличенный – C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
- *Малый увеличенный – C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
- *Большой уменьшённый – СmM7♭5, C-Δ7♭5
Нонаккорды
Нонаккорды – это теже септаккорды с добавленной ноной.
- C9 – малый мажорный септаккорд + большая нона
- С-9 – малый мажорный септаккорд + малая нона
- CM9, Cmaj9 – большой мажорный септаккорд + большая нона
- Cm9 – малый минорный септаккорд + большая нона
- C+9, C7/+9 – малый мажорный септаккорд + увеличенная нона
Другие аккорды
- C6 – мажорное трезвучие с добавленной секстой
- Cm6 – миноное трезвучие с добавленной секстой
- С add9 – мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
- Csus4 – трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
- Csus2 – трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
- C9omit5 – нонаккорд с пропуском квинты
Обращения
- C/E – мажорное трезвучие “до”, в басу “ми” (мажорный секстаккорд)
- Cm/G – минорное трезвучие “до”, в басу “соль” (минорный квартсекстаккорд)
- C7/G – малый мажорный септаккорд “до”, в басу “соль”
С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.
Приведем примеры аккордов
Аккорды от ноты C

Аккорды от ноты D

Аккорды от ноты E

Аккорды от ноты F

Аккорды от ноты G

Аккорды от ноты A

Аккорды от ноты B
