То есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями - использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения и т.д. В данной статье я хочу дать ряд самых общих рекомендаций, которые при их соблюдении благотворно повлияют на вашу гитарную судьбу.
Для того, чтобы достичь высокой скорости и чистоты исполнения пассажей (или овладеть другим видом техники) необходимо развить технические навыки игры (как в спорте - "натренировать" определённые группы мышц правой и левой рук, а также выработать чёткую координацию их действий). Ниже изложены общие рекомендации (принципы) по организации технических занятий, которые существенно повышают их эффективность.
Первое, с чем необходимо определиться, так это конечная цель ваших занятий, то есть чего Вы хотите добиться.
Чем выше Вы ставите планку, тем больше времени необходимо уделять занятиям.
К сожалению, не очень многие над этим задумываются.
Согласитесь, можно 8 часов просто сидеть и что-то играть совсем невнятное, параллельно общаясь с кем-нибудь по телефону или смотря в телевизор, а можно 2 часа с полной концентрацией углубиться в развитие координации рук.
Это и есть разница в качестве занятий. Поэтому сама по себе абстрактная величина, выражающая время, которое вы провели с инструментом (например, 4 часа), ни о чем не говорит, самое главное - как вы провели это время с инструментом.
Это тоже фактор качества. Лучше сыграть фразу 1 раз, но медленно, чем 10, но быстро.
Частично это аргументируется тем, что при малой скорости лучше работает мышечная память, но есть и еще множество серьезных аргументов.
Не более 5% времени занятий можно уделять скоростной игре.
То есть 3 минуты из 1-го часа занятий.
Всё остальное время играйте в медленном темпе и желательно под метроном.
Гитарист никогда чётко не исполнит тот или иной пассаж в быстром темпе, если не может его чисто сыграть в темпе более медленном.
Молодые музыканты, стараясь как можно быстрее выйти на высокую скорость, часто пренебрегают этим правилом.
В результате скоростные обороты звучат "коряво", грязно, неритмично…
Надо приучить себя, выработать правило - заниматься в медленном темпе.
И только потом, когда вы почувствуете стопроцентное исполнение пассажа (упражнения или импровизационной фразы) можно плавно наращивать темп.
Разучивать пассаж, фразу, оборот необходимо в удобной аппликатуре (которую надо подобрать самому или, если вы играете по нотам, с учетом указаний автора), с продуманными направлениями ударов медиатора (или других способов звукоизвлечения). В противном случае в будущем гитарист может столкнуться с непреодолимыми трудностями.
Переучиваться, то есть отработать неправильно выученный (заигранный) пассаж, гораздо труднее и дольше, чем выучить новый. Поэтому разучивать какой-либо оборот необходимо:
1) как уже отмечалось, в очень медленном темпе;
2) в максимально удобной аппликатуре, выбирая при этом наиболее эффективный способ игры для правой руки.
Увеличивать темп следует только после того, как будет выработана мышечная память (иначе говоря, когда руки "играют сами")
Развитие скоростной техники требует систематичности занятий.
Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для музыканта, стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы.
В идеале заниматься необходимо два раза в день - утром и вечером. Утром выполняется комплекс упражнений на все виды техники в медленном темпе.
Это своего рода утренняя зарядка. Вечером - изучение новых пассажей, приёмов игры, детальная отработка технических элементов и т.д.
Кстати, по мнению многих гитаристов-профессионалов, утренние занятия более эффективны, чем дневные и вечерние, а тем более ночные, хотя всё время, что я себя помню , всегда занимался ночью, вот так вот странно получается )))
Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для новичка, стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы.
Если у Вас большая занятость на работе или дети, которые не дают нормально заниматься, то постарайтесь расписать свое вечернее время так, чтобы хотя бы 1 час Вас никто не беспокоил.
Без труда не дается ничего. Обращаю Ваше внимание на тот факт, что никто не сможет научить Вас играть.
Сделать это можете только Вы сами.
По большому счету, задача преподавателя - придать необходимый толчок для дальнейшего самостоятельного развития, направить Вас, подсказать и исправить ошибки.
А все остальное время, это как вы понимаете долгий и упорный труд.
Важнейший навык, который необходимо приобрести - умение учить себя самоого, точнее самоанализ.
Анализируйте свою игру и занимайтесь по плану.
Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа своих записей), определять и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия - очень важное (быть может, самое важное) качество музыканта.
Необходимо слушать свои записи, сравнивать их с записями ведущих гитаристов, а так же уметь создать такой же звук "накрутить" у себя на педалях или в процессоре.
Ведь на сегодняшний день гитарист должен не только хорошо уметь шевелить своими быстрыми пальчиками, но и должен так же красиво настраивать свой фирменнй звук.
Кроме того, нужно понимать, что сама по себе игра на инструменте (с технической точки зрения) - это, возможно, самое важное, что должен уметь гитарист, но далеко не единственное.
Это всего лишь одна дисциплина (область знаний), а ведь существует и много других - сольфеджио с теорией, гармония, композиция и т.д.
Поэтому тем, кто хочет профессионально заниматься гитарой и музыкой, необходимо изучить и все остальные области знаний, которые потребуются
Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов, пьес, импровизационных заготовок) - необходимое условие для развития технического мастерства.
Всё, что вы изучали вчера, обязательно (хотя бы несколько раз) проиграйте сегодня.
Именно многолетнее переигрывание одних пассажей приводит к исполнительскому блеску.
Все вышеизложенные принципы (быть может только другими словами) формулируют практически все гитаристы-виртуозы.
Пренебрегать данными правлами - значит пренебрегать опытом многих поколений гитаристов и педагогов.
Рано или поздно музыкант, серьезно занимающийся гитарой, сам придет к этим вечным истинам обучения, однако будет упущено время.
Причем соблюдение этих правил и принципов необходимо не только в музыкальной профессии, но и в любом другом деле - учёбе, овладении навыками какой-либо профессии.
У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.
Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое. Невербальные, то есть не словесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова.
Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.
Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота. У большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и играть на инструменте.
Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха". Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.
Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух.
Если у Вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!
Пойте те партии гитары, которые вы уже играли, пускай, для начала это будут какие-нибудь детские песни, а потом уже и сложные пассажи. Смысл в том, чтобы вам научиться их точно интонировать.
Я, в своё время пел этюды, которые мне задовал мой преподаватель. На то время мне было очень тяжело, так как не было практики. Но чем больше я это делал, тем скорее появлялся результат.
Следует так же пропевать интервалы и играть мелодию "без ошибок" то есть играя на инструменте вы заранее понимаете что это за интервал и как он будет располагаться на грифе, и с большой уверенностью ставите в то место палец, получаете результат , который был у вас в голове. Увидите, что это не так уж и сложно.
Никогда не сдавайтесь и идите к своей заветной цели, чего бы Вам это не стоило!
Комментарии ()