На эту тему (что играть музыку или упражнения) музыканты постоянно спорят. У каждого есть свое мнение, так как каждый индивидуальность.
Ответ - музыку.
Я много думал об этом и рассуждал на эту тему. Пришел к такому выводу, что это делать необходимо, но это не цель. Цель играть музыку...
-Ну что, вот ходишь ты уже год на гитару и сыграть ничего не можешь путного, а вон Санёк, сосед, никуда и ни к кому не ходит, вон уж и нирвану играет и риффы всякие, а ты все гаммы да этюды.
Интересный момент получается, с одной стороны вроде бы и действительно так бывает, но с другой стороны есть интересный факт, которым бы мне хотелось поделиться с Вами...
По поводу того что кто-то пришел и сказал сыграй что-нить... так всегда будет.. был такой пример и лично со мной, когда я ходил к своему преподавателю, а там сидел паренек, который не хотел принципиально учить ноты и играть упражнения (мой ровесник). На тот момент играл конечно перфектно (на мой взгляд), но тогда я еще не понимал как он играет, чисто, грязно, ровно или неровно... тогда он просто играл какое-то слишком популярные соло на то время (что-то из Deep Purple) и мне казалось что это верх мастерства.
На самом деле когда он ушел, то мой педагог сказал мне, что такие люди привыкли играть "фишки". Они не работают над глубиной изучения инструмента. Не любят делать кропотливой работы. Как правило не оттачивают филигранность техники. И как правило они учатся вечно. Ну понятное дело, что мы все учимся вечно, ведь нет предела совершенству, но тут речь немного о другом. Имеется ввиду, что им нужно работать над звуком, над вибрато, ритмом и прочими музыкальными штучками. А так как они в это не углубляются, то им постоянно нужно это показывать и работать над этим. Если они не будут это специально отрабатывать на этюдах и упражнениях, то соответственно у них это и не будет получаться.
Самое важное, когда ты хочешь начать заниматься профессионально гитарой, или скажем другим каким-то музыкальным инструментом, это
не сдаваться. Да, да, не сдаваться. Так как сначала не будет получаться ничего. Этот период занимает примерно год. Год это моя статистика. Так как я преподаю гитару не много не мало с 2001 года. За это время, поверьте, народа переучил достаточно много. И кое-какие наблюдения за своими учениками-студентами успел обнаружить. Например, то что руки начинают слушаться тогда, когда мы ими правильно занимаемся и ставим перед собой правильные цели и задачи.
По началу нужно делать разные упражнения для рук, точнее сказать для пальцев рук. Оттачивать переходы со струны на струну, работать над выносливостью руки, вибрато, подтяжки, свип, легато, теппинг и другие приемы, не будем перечислять их все, так как их предостаточно. Все это лучше делать на этюдах. Этюды это небольшие пьесы, направленные на отработку музыкальной техники исполнителя. Их нужно обязательно держать в своем арсенале. Желательно по больше, скажем 5-10.
Это очень важный элемент в игре на гитаре, так как если вы будете играть какую-то длинную пьесу, то просто не сможете доиграть ее до конца. Почему, потому что Вам просто не хватит выносливости. На пол пути нотного текста у вас начнут зажиматься руки от усталости. Хуже, если вы еще и играете не расслабленными руками. Тогда в двойне придет конец игры длинных пьес. Сначала научитесь расслабляться во время игры, потом сможете играть долгие пьесы шестнадцатыми, без остановки. По сути музыкантов называют "атлеты малых мышц". Все верно, думаю что Вы согласитесь со мной? Если человек что-то делает каждый день, то его организм начинает сначала сопротивляться, а потом привыкать к этому. Вскоре организм принимает это как должное. Например бег по 5-10 или более километров. Можно сравнить его со сквозным упражнением.
Это когда мы с Вами играем все ноты подряд в первой позиции. Например, первая струна 1-2-3-4 лады, потом 2-3-4-5, и так далее, затем спускаемся по такому же принципу. Думаю все поняли о чем идет речь. Так вот, это упражнение как раз мне сильно напоминает шести километровый бег. Так как если мы с Вами будем бежать кросс, каждый круг километр, то нам надо пробежать шесть кругов. Как мы будем это делать ? Просто без остановки бежать все шесть кругов и все, так? Так же и в игре на гитаре. Нужно играть сквозное упражнение все шесть струн не делая ни малейших пауз, и играть в хорошем темпе. Ни так что вы играете, а сами смотрите телевизор, и не дай Бог программу "давай поженимся" , думая о том, что вот научусь играть и поеду на программу покорять сердца прекрасных дам, а сконцентрировать свое внимание на грифе.
Которая была озвучена в начале этой темы: какой-нибудь Санек попросит Вас сыграть ему что-нибудь... Ведь он-то металлику и всякие риффы играет, и хочет помериться силами с Вами. Он никуда не ходит, а вы ходите , да еще и деньги тратите, скажет он. И с одной стороны получается что по своему он прав.. ведь народу что нужно? Народу нужно что-то до боли знакомое сыграть и мелодичное, иногда конечно и быстрое..
Вы же не будете играть на на дне рождении или просто так, какой-нибудь сюрприз для Вашей девушки: "этюд соль бемоль фажор диез" )) Это как-то совсем не то. Да и ваша девушка будет себя неловко чувствовать от того, что она просто не понимает того, что вы ей играете. Она ведь просто не поймет Ваших гамм и упражнений. Красивое улыбающееся лицо с ярко накрашенными ресницами, ей придется все равно строить в этот момент для вас. Делать милый и одновременно заинтересованный взгляд в том, что вы там делаете. Хотя с другой стороны если между Вами любовь, то все чтобы вы для нее не делали, ей будет приятно. Ведь вы же делаете это только для нее!
Это получается так же, как если бы вы стали ходить в спорт зал и после месяца, ну пускай даже двух, захотели похвастаться перед своей любимой "мышцами" Оделись бы такие в маечку, намазали себя гримом для спортсменов бодибилдинга. Вы выходите из--за двери и вуаля, что она видит? Понятное дело что за месяц-два, она увидит накрашенного коричневым цветом незнакомца в белой майке и больше ничего. Да вы и сами не будете показываться ей таким, хотя... кто Вас знает, ваши игры ;)
Ну это так, небольшое отступление...
Поэтому для хорошего звука должно пройти определенное время, за которое вы сможете поставить себе звук и технику.
Но если играть не качественным звуком и в добавок к этому еще и не ровно, то Вам в конце концов просто подойдут и скажут:
-Не переживай, научишься еще !
А это согласитесь не особо яркий комплимент :)
Да и народу оно вовсе не понравиться. Мы в основном привыкли слушать либо что-то популярное, либо что-то мелодическое.. Если для народа играть быстрый этюд. Даже если вы и хорошо его исполните: сделаете в нем динамику, крещендо, диминуэндо, то вряд ли это смогут оценить те люди, которые будут на Вашем торжестве. Те кто будет лицом в салате точно не смогут это сделать..
По сути так то оно так, теперь другой момент. Смотрите, когда человек, хочет начать заниматься чем-то серьезно, а не поверхностно, то что он делает? Начинает с самых азов.. вообще с азов. Например взять танцоров бальных танцев. Эта тема мне близка, так как мой старший сын как раз занимается бальными танцами. И я вижу через что ему уже пришлось пройти, чтобы добиться успехов в этом потрясающем красивом искусстве. Просто маленьких детей гораздо проще учить почему, потому что они принимают все что им говоришь. Они не спрашивают тебя:
-А зачем мне нужно играть эту гамму?
-А что мне даст это упражнение?
-А когда я буду играть быстрые пассажи? и т.д.
Дети они и есть дети. Это их большой плюс в обучении. Они впитывают все как губка. К сожалению бывает впитывают и плохое тоже, но что поделать.
Смотрите какой огромный плюс в этом:
Можно прокачать за год или два года пальцы, отточить технику до хорошего результата. Проработать над теоретическими моментами, такими как интервалы, трезвучия, септаккорды, гаммы, пентатоники да много всего. И после этого у ученика (уже неважно большого или маленького) появляется культура звука. Тут он уже сам может определить кто как играет и как ему играть.. Уже есть фундамент, на который он может твердо опереться и развиваться дальше.
о котором я писал вначале, который играл Deep Purple. Мы это выяснили слово за словом. Что получается? Получается то, что изначально мой педагог давал мне базу, которая казалась мне неимоверно скучной на тот момент. Но самое интересное, что по прошествии нескольких лет благодаря этим скучным на первый взгляд гаммам и упражнениям, гитара стала частью меня. Я стал понимать как нужно играть, как нужно сочинять, импровизировать, каким должен быть звук..
Многие ребята не понимают важность упражнений и этюдов. Подавай им все и сразу. А иногда прям интересно получается. Особенно когда приходит кто-то заниматься в первый раз. Ставят такую задачу: Хочу играть круто! При этом говорят следующее:
-Гаммы мне не надо, упражнения очень скучно и я их просто не буду играть, переменным штрихом не играю, играю своим штрихом, переучиваться долго и времени на это нет. Хочу играть просто рок!
Иногда так и хочется сказать, а как вы себе это представляете ? Ведь по сути если вы пришли, ну к примеру в каратэ (когда-то я ходил туда, целых пять лет. Даже доски разбивал кулаком. Как я это делал, не понимаю сейчас.) и скажите:
-Дайте-ка мне разбить у вас что-нибудь, например доску или кирпич, отжимания на кулаках меня не интересует. Да и ваш бег по кругу мне тоже не интересен. Дайте мне просто пару приемов и все...
А ведь в свое время и я был таким же. Я просил играть самые сложные пьесы у своего преподавателя. Он тогда мне говорил:
-Коля, ты сейчас себе "все кулаки разобьешь" об эту пьесу. Какой смысл тебе ее играть сейчас? ведь сегодня ты просто не готов к ней. Подожди годика два три. Поработаем над звуком, ритмом и тогда она зазвучит у тебя как полагается! Тогда мне было не очень понятно все это. Сейчас как раз я оказываюсь в такой же ситуации и все прекрасно понимаю, что всему свое время. Нужна подготовка к сложным композициям, иначе она просто будет исполнена плохо.
Мой преподаватель тогда был прав на все 100%. Так как они смотрят на музыку иначе. Хотят слышать ее из наших рук идеально. Чтобы композиция звучала красиво, ровно и динамично. Поэтому по началу и нужно отрабатывать звук, ритм, технику игры на гитаре. И только тогда вы сможете поразить всех своих близких игрой не просто как молодой человек, сын, муж, отец или дед, а как настоящий профессионал. И подобных комплиментов, типо не переживай... уже Вам никто не сможет сказать, а только пожмут руку и спросят:
-где вы так учились играть?
Поэтому сделаем вывод из всего выше перечисленного:
Играть этюды и упражнения просто необходимо для того, чтобы у вас был рост в звуке и технике. Но стоит заметить так же то, что не нужно зацикливаться только на одних этюдах и упражнениях. Так как сама музыка это не упражнение и не этюд, это музыка. И ей тоже нужно заниматься. А так как у Вас уже будет опыт игры различного рода упражнений и этюдов, то сыграть вы сможете уже гораздо больше музыкальных произведений. Так что когда Вас попросят сыграть что-то, то вы с легкостью это продемонстрируете !
Ведь это так или иначе, основа вашего музыкального роста. Поверьте, всему свое время.
Ведь когда мы играем этюды и упражнения, то мы работаем над собой. Именно работаем, а не развлекаемся сидя около YouTube в поисках интересного и простого риффа. Теперь мы можем создать его сами и научить Санька играть как Вы, так как теперь мы знаем из чего состоит звук, как его правильно исполнить. А Санек так и будет спрашивать как вы этого добились. Он же не занимается серьезно, зачем ему знать интервалы, трезвучия, гаммы, пентатоники, септаккорды и другую музыкальную гитарную теорию. Он же играет в группе панк-рок. А самое главное у него длинные волосы))
К сожалению такие люди на все смотрят поверхностно и не углубляются в суть. Как правило не занимаются с музыкальным педагогом. А так как у него его просто нет, то ему никто не сможет дать хорошего пендаля и подсказать путь развития. А если никто не покажет, то и "дорогу" одному не найти.
Порой его просто не хватает. Иногда мне так и хочется чтоб мне кто-то позвонил и сказал: ты занимался сегодня? Давай-ка возьми инструмент, хватит сидеть у компа, и иди занимайся !
Когда дети в 6 лет приходят в Муз. школу, то их учат сидеть, а потом они начинают учить легкую одноголосную мелодию. Я ее помню "На зеленом лугу". Потом песенку про зайчика. Надо было петь и играть. Все на трех нотках - попевки. Но педагог четко ориентировал, что играть надо "как зайчик скачет", а не как "слон топает"! Ребенок понимает, что надо в музыке образ отразить - "зайчика" или веселого "пастушка" с дудочкой, или елочку, которой холодно зимой мышонка))) Потом, через полгода начинается первое упражнение - гамма. Для тренировки рук.
Это второстепенное занятие, скорее дополнительное. Основные занятия были - разучивание пьес от простых к более сложным.
Это есть фортепианная классическая школа, которая подарила огромное кол-во звезд мировой сцены (Рихтер, Мацуев и т.д.)
По уровню ученика, постепенно усложняя задачи (хорошо если педагог владеет методикой, а не просто свой чувак).
Играя музыку (например партию Би Би Кинга), простые блюзы гитарист (имеется ввиду рок-гитарист) сразу работает над всеми аспектами художественного образа, фразировкой, интонацией, ритмом. Его мысль в данном случае работает над созданием музыкальной картины. И пальцы тренируются параллельно, выполняя, поставленную головой, задачу.
Многие идут по другому пути. Они сначала начинают тренировать руки. Думая, что вот "натренируюсь на упражнениях и потом (когда буду готов) музыку начну играть". Такой подход чреват тем, что все превращаются в спортивные занятия. А так как тренировать руки можно до бесконечности (будет всегда казаться, что еще мало чего умею), то многие до музыки так и не доходят. Попроси этого человека сыграть простую песню, с вступлением, развитием, кульминацией, (то есть с пониманием формы), он в лучшем случае будет гонять вверх-вниз скоростные гаммы. Так как чему уделял время то и получил. ))) Кто уделяет время музыке, тот музыку и получает. А кто тренирует пальцы, тот тренированные пальцы и получает. Только куда их применить не знает. Получается такой "всадник без головы"))))
Конечно, без упражнений и технических этюдов обучение не происходит. Упражнения никто не отменял. Но они не становятся главным приоритетом и центром вселенной.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод: Главное - играть музыку, а остальное решать Вам...
Пы.Сы. Надо бы придумать услугу типа " Чтоб мне кто-то позвонил и сказал: ты занимался сегодня? Давай-ка возьми инструмент, хватит сидеть у компа, и иди занимайся! "))))