Приближается процесс записи. Ваши песни идеально отрепетированы, и вы ожидаете, что как только переступите порог студии, начнется настоящая магия. Конечно, магия появляется в определенные моменты, и чаще всего совершенно неожиданно. Например, вы думали, что зажжете свечи при записи конкретной песни, но в итоге не делаете этого, и происходит что-то совсем другое… Магия появляется и пропадает, и нельзя полагаться только на нее. Всегда лучше всего быть очень хорошо подготовленными. Это же самое, что и сборы в поход: вы отлично знаете, что палатки, костер и звездное небо сделают свое дело, но чтобы все было хорошо, вам необходимо провести очень тщательную подготовку.
Обязательно заранее распишите все цели. Что вы хотите сделать? Записать девять треков для альбома, или три для сингла? Или записать 20 коротких lo-fi песен, которых хватит на 3-4 мини-альбома? Или, вообще, только какие-то определенные партии в дополнение ранее записанному материалу. Как вы будете записываться - живьем все вместе или инструмент за инструментом? Что должно быть сделано обязательно? Например, вам обязательно нужно в этот раз прописать все басовые партии ко всем песням. Но если останется время – хотели бы записать хоровые подпевки, или поэтичное вступление для одной из песен, или, может быть, добавить маракасы в один из треков. Обязательно проговаривайте с вашим саунд-инженером все пожелания во время подготовки. Так вы сэкономите время на студии. Держите список целей в онлайн-документах, или посылайте обновления своим товарищам по группе. Все должны быть в курсе, что и как вы собираетесь записывать. Очень часто на обсуждение каких-то элементарных вещей уходит уйма времени прямо на студии, и едва ли вы захотите платить за болтовню. Лучше все знать заранее.
Очень распространенный случай: вы так хорошо подготовлены, что можете сыграть конкретную партию 20 раз подряд без единой мельчайшей ошибки. И вдруг, когда вы уже на студии, все валится из рук. И даже не очень понятно почему – вроде вы не очень волнуетесь и не очень торопитесь, просто что-то идет не так. Это довольно сложно объяснить, и такие партии лучше откладывать на другой день, не тратя на них время, пытаясь сыграть без ошибок прямо сейчас. Есть и другой, обратный эффект. Конечно, вы любите все ваши песни, но всегда есть любимчики и есть те, которые каждому из вас играть сложнее или к которым вы относитесь более прохладно. Если вдруг, прямо во время записи, вам приходят какие-то неожиданные идеи, или звукорежиссер подсказывает какой-то ход, о котором вы раньше и подумать не могли – всегда прислушивайтесь к таким советам. Зачастую песни, от которых не ожидаешь слишком многого, получаются на удивление хорошими на записи, потому что вовремя воспользовался хорошим советом или собственной интуицией.
«Мы музыканты, мы не занимаемся расписаниями!». Отлично, это лучший способ что-то делать и в итоге не прийти к результату. Или по окончании сессии иметь только треть материала. Расставьте приоритеты, какой трек в какой день вам нужно записать – если вы записываетесь живьем. Может быть, целый день будет посвящен только барабанам или гитаре. Следующий – вокалу и басу, а в оставшееся время вы запишете какие-то дополнительные партии, идеи о которых придут вам в голову прямо в процессе. Лучше всего заранее представлять себе, как будете строить процесс. Если у вас есть демо в виде записей с репетиции, обязательно пошлите все треки своему звукорежиссеру, спросите его совета, как лучше построить работу с конкретным материалом. Напомним, что бюджет должен быть проговорен заранее, и если у вас нет совершенно никакой возможности вылезти за его пределы, то нужно предельно ясно донести это до студии, чтобы в итоге не было никаких неприятных сюопризов.
Очень легко сказать, что вы идеально играете песню, если никогда не пробовали играть под метроном все вместе. Для некоторых из вас необходимость таких репетиций сама собой разумеется, но спросите у представителей студий, как часто к ним приходят молодые музыканты, которые совершенно не привыкли к клику. Наверняка, вы репетируете под метроном дома в одиночестве, но хотя бы за месяц до записи нужно взять за правило пользоваться им во время репетиций, когда все в сборе.
Очень важно привыкнуть к клику, потому что, если вы не очень хорошо подготовлены, то на студии клик в наушниках превратится в очень досадную необходимость. И переигрывая партии по тысяче раз, вы будете терять драгоценное время и деньги. Лучше ведь их сэкономить заранее, на не такой уж дорогой репетиционной студии, не правда ли?
Если вы уже имеете опыт работы на студии, то вам наверняка известно, что настоящий дух записи рождается из идей, которые появляются прямо на месте. Большим исполнителям можно позавидовать, их богатства позволяют им жить на студиях по нескольку месяцев, сочиняя материал прямо там. Но, даже если у нас нет такой возможности, кто сказал, что нужно лишать себя удовольствия экспериментов? Звукорежиссеры терпеть не могут, когда вы выливаете все свои идеи в последнюю минуту. Поэтому если вы знаете, что во время записи вам в голову обязательно придет что-нибудь вроде записи звука проходящего поезда где-то неподалеку, или привлечение детского хора для одного из треков, то заранее хорошо подумайте, какой у вас есть бюджет на разное «баловство» и сколько у вас есть времени.